ТУРНИР ЮНЫХ МАТЕМАТИКОВ
В 5 КЛАССЕ
Цель: развивать логическое мышление, смекалку и сообразительность учащихся в нестандартных ситуациях; развивать интерес к математике, ее истории, чтению дополнительной литературы; учить математически грамотной речи, отстаивать свою точку зрения; воспитывать целеустремленность. Оборудование: для жюри: стол, бумага, ручки; таблички с оценками от 1 до 4 (каждому члену жюри); для подсчета баллов: бумага, ручка, калькулятор, стол, стул, два табло (типа спортивных); для ведущего: мяч, секундомер; для команд: 2 стола и 7 стульев (для каждой команды), по два плаката для заданий №2и4 этапа разминки.
■-Г', Методические рекомендации
За неделю до турнира состав команд должен быть определен.
Команды получили следующие домашние задания.
1. Подготовить цифры от 1 до 4, нарисованные на плотной бумаге
размером с тетрадный лист.
2. Приготовить плакаты для болельщиков.
3. Придумать название команды, ее девиз и эмблему.
4. Подготовить от болельщиков по одному номеру художественной
самодеятельности: а) связанному с математической тема-; тикой; б) на
любую тему.
5. Придумать по три вопроса команде-сопернице и подготовить ответы на
эти вопросы. (Вопросы должны быть связаны с ма-1 тематикой.)
6. Команды формируются из учеников пятых классов и должны быть
равными по количеству и «по силам», т. е. по уровню подготовки. Целесообразно
создавать команды, состоящие из1 семи человек. Один из участников —
капитан команды.
7. В состав жюри можно включить двух старшеклассников, которые
увлекаются математикой, завуча-организатора и директора школы.
Среди членов жюри не должно быть классных
руководителей команд — участниц турнира, а также их учителя математики.
8. Ведущим может быть кто-то из старшеклассников.
9. Следует обязательно обратить внимание на четкость организации при
подготовке и проведении турнира. От этого зависит успех всего мероприятия.
Турнир юных математиков в 5 классе
10. Рекомендуем учредить утешительный приз для
проигравшей команды, чтобы поддержать у учащихся желание участвовать в подобных
мероприятиях.
1. Команды выстраиваются цепочкой. Ведущий кидает мяч сначала
первому игроку той команды, которая по жеребьевке должна начать игру. Игрок,
поймавший мяч, должен назвать фамилию известного математика и отдать мяч
первому игроку команды-соперницы. Тот .называет следующую фамилию известного
математика и перебрасывает мяч второму игроку первой команды и так далее.
Имена математиков должны называться в течении 2—3
секунд и не повторяться. Потеря мяча или отсутствие быстрого ответа — 0
баллов. Каждый правильный ответ приносит команде 2 балла.
2. От каждой команды приглашаются по три участника, которые умеют
быстро производить вычисления в уме. Решить устно / команда
1) 3798 + (191+202);
2) 3755 + (245 + 1131);
3) 5789+ (3128-1789). 77 команда
1) 8973 + (175 + 27);
2) 3786 + (8799 + 214);
3) 9875 + (8213-5875).
Ответ: I команда: 1) 4191; 2) 5131; 3) 7128; II команда: 1) 9175; 2) 12 799; 3) 12 213.
Каждый участник этого конкурса решает одно
задание и за правильный ответ получает 1 балл.
Время на обдумывание — 30 секунд. Если
игрок не уложился во времени, то его ответ, даже правильный, не
засчи-тывается.
От каждой команды приглашаются по одному самому
«сильному» игроку. Задание состоит в том, чтобы записать число 10 с помощью
пяти двоек и наибольшим числом способов. Они будут работать на закрытых частях
доски, в то время как остальные члены команды работают над заданиями № 2, 4 и
5.
За каждый правильный ответ — 2 балла.
Ответ:
10 =
2 +2+ 2+ 2 + 2 =--(22+ 2): 2-2 =2-2+ 2 -2 4-2 = 22:2-2:2.
4. Приглашаются по одному участнику от каждой команды (те, которые
еще не приняли участие). Им следует ответить на один вопрос. I команда Сколько отрезков на рисунке?
I-------------------------1--------------------------1-----------------1
11 команда
Сколько квадратов на рисунке?
Ответ нужно дать в течение 30 секунд. Правильный
ответ оценивается в 3 балла.
Ответ: I команда: 6 отрезков; II команда: 8 квадратов. 5. Оставшимся членам команд за 30 секунд нужно
ответить на следующий вопрос. I команда
Сколько пальцев на двух руках? на десяти? // команда
Сколько концов у трех палок? у четырех с половиной?
Ответ: I команда: на двух руках 10 пальцев, а на 10 руках
50 пальцев;
II команда: у трех палок 6 концов; а четыре с
половиной палки — это все равно, что пять палок, значит, у них 10 концов.I
II. Математическая пауза .
3
Пока жюри подводит итоги разминки, ведущий
предлагает ко-]
мандам отдохнуть и рассказывает, что есть много
задач, подобных
задаче на представление числа 10 с помощью пяти
двоек.
Ведущий показывает, как с помощью пяти троек
записать
числа от 1 до 6.
1 =
3-3:3-3:3;
2 =
3 + 3-3:3-3; 3=3+3+3-3-3;
4 =
3-3 + 3:3 + 3;
5 =
3 3-3:3-3; 6=3-3+33-3.
III.
Конкурс капитанов
шш
!«! Решение задач на смекалку и внимание
На обдумывание — 30 секунд.
Правильный ответ оценивается в 1 балл.
I команда
На дереве сидели шесть уток. Сделав один
выстрел, охотник попал в двух из них. Сколько уток осталось на дереве?
77 команда
В корзине было 5 яблок. Как их разделить между
пятью друзьями так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Ответ: I команда: ни одной: оставшиеся утки улетели, испугавшись
выстрела; II команда: одному из друзей следует отдать яблоко
в корзине.
„. Решение задач на скорость
Кто из капитанов первым даст правильный ответ,
тот и получает 2 балла.
1) У портнихи есть кусок ткани длиной 18 м. Каждый день она отрезает
по 3 м. На какой день портниха отрежет последний кусок ткани?
2) Сколько весит щука, если две щуки весят столько же, сколько одна
щука и 4,5 кг?
Ответ: 1) на пятый день; 2) 4,5 кг.
шел Решение неравенств
За каждое верно решенное неравенство команда
получает 1 балл.
Вместо звездочек записать все возможные варианты
цифр так, чтобы неравенство стало верным.
/ команда
1) 4*>4,4;
2) 4,4* < 4,444;
3) 4,44* < 4,444;
4) 4,444* < 4,4444;
5) 4,44* > 4,444. // команда
!) 5,5>5,*; . '
2) 5,55<5,5*;
3) 5,55<5,55*;
4) 5,5555>5,55*;
5) 5,55* < 5,555.
Ответ: I команда: 1) от 5 до 9; 2) от 0 до 4; 3) от 1 до
3; 4) от О до 3; 5) от 5 до 9.
II команда: 1) от 0 до 4; 2) от 6 до 9; 3) от 1 до
9; 4) от 0 до 5; 5) от 0 до 4.
IV. Математическая пауза
Пока жюри подводит итоги конкурса капитанов,
ведущий предлагает зрителям и командам отдохнуть и рассказывает о софизмах.
В древности философы часто рассматривали верные
на первый взгляд головоломки, но они приводили к неправильным результатам.
Такие головоломки называли софизмами (от греч. «хитрость», «загадка»). Это
формально верные, но по сути ошибочные заключения, которые базируются на
специально выдуманных, неправильных основных положениях в цепочке размышлений.
Так, сейчас мы докажем, что 4 = 5 .
Пусть: .
1) а = Ь + с-5;
2) 5а = 56 +5с;
3) 4Ь + 4с = 4а, 5а + 4Ь + 4с-9а = 5Ь + 5с + 4а-9а ;
4) 4& + 4с-4а = 5& + 5с-5а;
5) 4(Ь + с-а)=г-5(Ь + с-а);
6) 4 - 5 .
V. Представление домашнего задания команд
Команды задают по три заранее приготовленных
вопроса команде-сопернице.
За каждый правильный ответ — 2 балла и 1
балл добавляется за самый интересный с точки зрения математики вопрос.
VI. Конкурс болельщиков Демонстрация номеров художественной
самодеятельности, подготовленных болельщиками каждой команды.
Болельщики показывают свое мастерство и выдумку
во время подсчета баллов членами счетной команды.
VII.
Объявление итогов игры
Слово предоставляется
членам жюри для награждения команды-победительницы и участников игры
Комментариев нет:
Отправить комментарий